|
История домовой резьбы. Часть2.
Традиция украшения жилищ возникла на Руси еще в языческие времена. Из примитивных зарубок, призванных охранять жилище от злых духов, постепенно развивалась целая культура.
Эти простые знаки в виде зарубок-оберегов, со временем усложнялись, технология их нанесения совершенствовалась постепенно формировались законы расположения знаков и фигур снаружи и изнутри дома.
Смысловая нагрузка, которую несли знаки, со временем была утрачена и орнаменты, сформированные этими знаками и техника их выполнения передавались из поколения в поколение.
Обереги располагали над окнами и дверями, чтобы они охраняли вход в дом. Они были защитой от нечистой силы, от «негативных энергий», как сказали бы сейчас.
Таким образом, постепенно дом приобрел следующие украшения: украшенные ажурной резьбой наличники, резные дверные рамы, резные опорные столбы крылечка и конечно, «конек» на крыше.
К более раннему периоду относятся геометрические сюжеты, связанные с магическими заклинаниями и древнейшими верованиями. Ромбы, круги, кресты и звезды, колеса, квадраты в древности были символами огня и солнца и считались очень сильными оберегами.
Особенно широко известна русская ажурная(пропильная) резьба, напоминающая кружево. С ее помощью и украшали внешние элементы дома.
Различные детали выполняли функцию оберега и одновременно были украшениями. Дом сочетал в себе практичность и настоящую красоту. Наличники появились как деталь, с помощью которой закрывали щели между оконной рамой и стеной дома, одновременно являясь украшением и границей дома и внешнего мира.
Граница должна быть защищена, и здесь применялись специальные орнаменты. Они охраняли хозяев от сглаза. Возможно, однажды, проходя мимо такого дома, вы ощутите энергетику этих знаков и почувствуете их тайный смысл.
Особенно отличись в пропильной резьбе мастера русского севера.
Скульптурная резьба прежде всего связана с коньком крыши, а туда ее перенесли с носа корабля. Нос древнего корабля, как многие наверное помнят, украшало божество или тотемное животное. Это может быть конь, олень или большая птица. Этот тотем – символ доброго начала. Утка, петух, павлин, оберегали жильцов дома от «дурного глаза».
Конечно, подразделение резьбы на подвиды носит условный характер и в украшении дома используются все виды в совокупности. Техники переплетаются и сменяют друг друга, но соблюдается единый стиль, несущий смысловую нагрузку – это и есть настоящая резьба.
В наши дни школы домовой резьбы возрождаются, современные мастера собирают по крупицам сохранившееся знание и создают новые шедевры, радующие глаз и главное – возрождающие эстетическое восприятие современных людей.
|
Строительные рынки в Москве-
- - - - - - - - - - - - - - - - |